И 30-кратный зум, и скорость съемки 15 кадров в секунду, и
макросъемка от 0,01 м. Ну чем не идеальный вариант, при цене 12–14 тысяч
рублей?
Само собой, на трезвую голову понимаешь, что не может мыльница
выдавать 15 кадров в секунду, хоть ты тресни. Тем более с ПЗС-матрицей.
А
как работает 30-кратный зум? Как там со стабилизацией? Столько
вопросов, на которые хочется получить ответ опытным путем. Мы попробуем
это сделать.
Внешний вид
Выглядит громоздким. Виной тому конечно же большой объектив — все-таки
30-кратное увеличение как-никак. Но в целом внешность фотоаппарата
совсем не гламурная.
Его не назовешь красавцем, и дело тут не только в
эстетике, но и в эргономике: держать его на самом деле неудобно, что
порой сказывается на дрожании рук. Впрочем, крепление на штатив пока
никто не отменял.
Крышка объектива крепится на веревочку, что хорошо, но надевается
она как-то неплотно и периодически слетает, особенно если носить
фотоаппарат не в специальной сумке, а на шее. Сами понимаете, чем это
грозит, ведь можно ненароком поцарапать объектив.
Управление и меню
Удобство меню оставляет желать лучшего, да и качество локализации
не на высшем уровне. Как раз под указательным пальцем правой руки
расположена и кнопка спуска затвора и кольцевидный рычажок управления
зумом — это удобно. А вот под большим пальцем находится лишь колесо
управления с кнопкой «Оk» в центре, да по паре кнопок под и над ним:
«Menu» и «Справка» (символ «?») внизу и режим воспроизведения и кнопка
видеосъемки вверху. Само колесо управления — неоднозначная вещь. С одной
стороны, это 4-позиционный джойстик, а с другой, колесо вращается и
дублирует либо кнопки «вправо-влево» либо «вверх-вниз» — в зависимости
от контекста. Казалось бы, зачем так все усложнять?
Кстати, кнопка «Menu» действует тоже не так, как от нее ожидаешь.
Она лишь вызывает меню съемки, которое также вызывается нажатием кнопок
«вверх» или «вниз», а чтобы попасть в меню дополнительных параметров
нужно в этом меню съемки выбрать нижнюю пиктограмму «>>». Не ахти
как удобно, честно говоря.
А вот привычного колеса выбора сцен здесь нет вообще. Как будто это
какой-нибудь компакт, хотя по размеру и весу ведь не скажешь. Сцены
выбираются в меню съемок и это также не совсем удобно. Почему я вообще
сказал про компакты? Дело в том, что у SP-800 нет ручных режимов съемки!
То есть выставить нужную выдержку или диафрагму вам никто не даст,
пользуйтесь автоматикой. В лучшем случае можно выбрать из
предустановленных значений баланса белого (замера по «листу бумаги» нет)
и уровень ISO. Ну и еще экспозицию. Вот я и говорю — прямо как в
компактах.
Съемка
Как и ожидалось, 15 кадров в секунду — это всего лишь маркетинговый
ход, ведь на такую прыть способны разве что дорогие зеркалки. В режиме
скоростной съемки (этих режимов, кстати, несколько) фотоаппарат
уменьшает разрешение снимка и заметно ухудшает качество. Получается, что
смысла в такой съемке просто нет — уж лучше снять видео в 720р и
нарезать нужные стоп-кадры, качество будет примерно одинаковое. Если вы
мечтали о брекетинге с такой скоростью, но об этом стоит забыть.
Реальная скорость съемки у фотоаппарата — 1 кадр/с, не больше.
Кстати о брекетинге. Такой режим есть и позволяет делать по 3 или
по 5 снимков с диапазоном экспозиции от -2 до +2. Он объединен в подменю
с серийной съемкой. При скорости 1 кадр/с брекетингом без штатива
пользоваться весьма сложно, а если вы планируете свести фото в HDR — все
равно придется выравнивать снимки.
Баланс белого
В большинстве случаев автоматическая оценка баланса белого у SP-800
работает без проблем. А если она и подводит, то, как и обычно — с
люминесцентными лампами. Сравните два снимка из метро: левый был сделан
на полном автомате, а правый с вручную выставленным балансом белого.
ISO и шумы
Как и следовало ожидать, при высоких значениях ISO наблюдаются
шумы, что нормально для фотоаппаратов такого класса.
Диапазон значений
ISO выставляется от 50 до 3200, однако при максимальном значении
появляются не только дикие шумы, но и теряются детали, поэтому я вам
настоятельно рекомендую про 3200 забыть, да и 1600 включать только если
уж освещения категорически недостаточно.
Ниже вы можете посмотреть
снимки, сделанные с различным значением ISO: от 50 до 1600. Как можно
видеть, даже при значении 400 каких-то значительных шумов не
наблюдается, при 800 шумов уже много, ну а при 1600… понятное дело.
Зум
Что касается стабилизации (а она тут двойная, со сдвигом матрицы),
то производитель не подвел. Сделать с рук четкие снимки при 30-кратном
зуме и хорошем освещении вполне реально, а значит, столь сильное
увеличение не бесполезно. Так что этот параметр фотоаппарата честно и
заслуженно вызывает восхищение. Помнится, раньше только видеокамеры
обладали такими многозумными объективами. С другой стороны, настолько
большой зум не совсем реальная необходимость. Удаленные объекты часто
скрываются в дымке (см. примеры фото) и фотографии требуют
дополнительной обработки.
Сумерки
Конечно, сумерки означают плохое освещение, а плохое освещение
означает увеличение выдержки или ISO. Первое увеличивает размытие
изображения, второе — увеличивает шумы. Но в нашем случае сумерки еще и
оказались причиной серьезного ухудшения работы автофокуса, особенно если
отключить его подсветку. Вроде бы все логично, но когда я снимал
подъезд (см. примеры фото), Olympus не хотел фокусироваться вообще.
Забавы ради я решил попробовать в тех же условиях сделать фотографию на
телефон SE Vivaz Pro,
который... мгновенно сфокусировался на объекте. Так что имейте в виду. В
целом же стабилизация у SP-800 неплохая, так что если меньше пить или
носить с собой штатив — можно фотографировать и вечером, а ручная
установка ISO или выбор сцен в помощь.
Вспышка
Вообще, вспышка в мыльницах — это зло. Во всяком случае, зло в
руках дилетанта. Не могу смотреть без содрогания, как фотографируют
что-то со вспышкой на природе. Так и хочется подойти и дать дельный
совет. Тем не менее иногда новички фотографируют со вспышкой потому, что
не умеют ее отключать, а с этим у SP-800 все в порядке: чтобы не
пользоваться вспышкой можно ее просто не поднимать. К сожалению, башмака
для внешней вспышки нет, но в столь недорогом фотоаппарате его и не
стоило ожидать. Вряд ли потенциальный покупатель SP-800 решит докупить к
нему внешнюю вспышку. На практике SP-800 способен прилично осветить
пространство в пять-шесть метров перед объективом. Этого хватит, чтобы
сфотографировать черную кошку в темной комнате.
Макросъемка
У фотоаппарата есть два режима: макро и супермакро. Само собой, та
самая съемка от 0,01 метра это как раз и есть супермакро. Так вот, в
этом режиме фотоаппарат делает финт ушами: слегка выдвигает объектив,
чем сильно сужает угол обзора. Взгляните на снимки талончика на
общественный транспорт: они сделаны на одном и том же расстоянии от
объекта, но первый — в режиме обычного макро, а второй — супермакро. И
хотя в режиме супермакро действительно есть возможность фотографировать
при крайне малом расстоянии до объекта, сужение угла обзора сильно
расстраивает. Например, мой уже видавший виды Canon S3 IS,
умеет сфокусироваться на пыли, попавшей на объектив. Ну да ладно, будем
считать, что расстояние 5 см до объекта и есть минимальная дистанция
съемки для SP-800 с хорошим качеством.
Сценарии и панорама
Набор сценариев здесь вполне типичен: всякие там спортивные,
пляжные, ночные и т.п (скрины вы уже видели выше). Есть и панорама,
принцип действия похож на используемый в телефонах Sony Ericsson и
Samsung, только у последних он работает как-то четче. В общем, делаем
первый снимок и потом двигаем фотоаппарат в нужном нам направлении к
следующему снимку. Камера отслеживает движение и отображает метку и
точку, которую, продолжая двигать фотоаппарат, нужно подвести к метке.
Как только метка и точка совмещаются — автоматически делается второй
снимок. Всего может быть три снимка, и это расстраивает, ведь хочется
иметь возможность делать более широкие панорамы. После съемки
фотоаппарат автоматически обрабатывает и склеивает панораму — никакого
вмешательства пользователя в этот процесс не предусмотрено. Впрочем, наш
«Олимпус» неплохо делает это и на автомате (если, конечно, в процессе
съемки двигать камеру плавно и медленно), о чем говорит пример ниже.
Снимки, сделанные в режиме «авто»
Видео
Да, HD-видео в 1280 х 720, 30 кадров в секунду — на это SP-800
способен. Качество... ну так себе, толку от большого разрешения немного.
Просто сейчас неприлично выпускать фотоаппараты без HD-видео (раз уж
телефоны научились его снимать), поэтому и не выпускают.
Реально
качественное видео снимают далеко не все фотоаппараты, но, с другой
стороны, съемка видео — функция вторичная.
Выводы
Даже серьезные дяди-фотографы иногда покупают себе мыльницы, чтобы иметь
под рукой нечто компактное и простое.
В конечном счете готовое качество
фотографий больше зависит от рук фотографа и качества освещения: при
отличном освещении даже на некоторые мобильники можно сделать неплохое
фото (обработка в фотошопе подразумевается).
Но все-таки
— это не то, что посоветуешь этим дядям-фотографам, а для начинающих он
слишком громоздкий.
Скорее всего, SP-800 больше подойдет
нетребовательным любителям, которым нужен большой зум.
|