Разные итоги прошлого года были подведены нашими СМИ – среди них
рейтинги, всевозможные «топы», списки победителей в различных
номинациях… Мы же главным итогом ушедшего года Свиньи видим то, что
наша страна начинает жить «по белому»: бизнес всех величин выходит из
тени, а стопроцентная «белая» зарплата для сотрудников все чаще
становится правилом, а не исключением. Как же выглядит на этом «белом»
фоне легализация программного обеспечения (далее ПО)? Не забыта ли эта
задача руководством различных компаний, уверенно стремящихся к
легализации бизнеса в целом? И тратят ли обычные пользователи «белые»
деньги на приобретение честного ПО?
Популярность легального ПО растет. Почему?
Положение дел на софтверном рынке выглядит достаточно
оптимистично: установка лицензионного ПО (далее ЛПО) в нашей стране
становится делом не только популярным, но и модным. Что же способствует
такому повороту? Какие обстоятельства стали главной причиной,
побудившей общество к легализации? Переломным моментом развития отечественного рынка
интеллектуальной собственности стало внесение поправок в авторское
законодательство и появление на свет IV части Гражданского кодекса РФ с
1 января 2008 года. Случилось то, о чем уже давно говорили –
ответственность за правонарушения ужесточилась до уголовной. Власти,
вооружившись новым законом, взялись за наведение порядка: пошли ревизии
крупных розничных сетей, миллионы пиратских дисков попали под
бульдозер, а судебные процессы по нарушению авторских прав привлекли
всеобщее внимание. Не остается в стороне и Интернет: десятками
закрываются сайты, открыто торгующие контрафактом, найти коды доступа к
программам становится все труднее, источники распространения
нелегальной продукции попросту перестают существовать.
В общем, можно смело заявлять, что процесс легализации
сдвинулся с мертвой точки, и в России, в последние годы уверенно
лидировавшей в различных мировых рейтингах по уровню пиратства, начал
стабильно расти спрос на лицензионное программное обеспечение. Давайте
попробуем разобраться, что же влияет на эту тенденцию, какие основные
факторы способствуют повышению популярности легального ПО?
- Повышение сознательности и законопослушности граждан в
соблюдении авторских прав. Конечно, здесь не обошлось без вмешательства
государства, чьи последние инициативы вызвали «информационный взрыв» в
СМИ и широкий общественный резонанс. В результате население, наконец,
узнало, что существует пиратское ПО, что оно незаконно, и за его
использование можно понести наказание. А поскольку раньше многие
покупали нелегальный «софт» по незнанию, теперь эти пользователи
обращаются за честным программным обеспечением. Что касается компаний,
то возросшие юридические риски останавливают их руководство от
приобретения нелегального ПО – ведь в случае проверки и обнаружения
контрафакта у предприятия будут проблемы, а в худшем случае
руководитель может получить уголовный срок. - Рост общего числа компьютерных и интернет-пользователей.
Массовая компьютеризация постепенно охватывает всю страну и
распространяется на регионы. С распространением широкополосного доступа
в Интернет развивающаяся электронная коммерция также выплескивается за
границы мегаполисов. Возможность покупки программ онлайн для жителей
нашей страны с ее большой территорией и вечными транспортными
проблемами приходится очень кстати, поскольку экономит время и силы.
Теперь пользователи могут выбирать приглянувшееся ПО на виртуальных
витринах и оплачивать покупку, буквально не вставая с дивана. Как
представляет собой процесс приобретения товара в онлайне? Заходит
человек на страницу интернет-супермаркета, оформляет заказ прямо на
сайте, оплачивает удобным для него способом (с помощью карты или
электронными деньгами) и получает ключ к оплаченной программе по
электронной почте. Причем, производя платеж, клиент обычно уверен в
покупке, так как любую программу можно протестировать заранее, скачав
тут же, в магазине, триальную версию. Роль интернет-магазинов
Интернет-магазины ПО для сетян давно стали символом легального
«софта». «Мы боремся не против пиратства, а за развитие рынка
лицензионного ПО», - это высказывание Феликса Мучника, директора
интернет-супермаркета программного обеспечения SoftKey (www.softkey.ru
), наверное, обошло весь Интернет. Действительно, первоочередной
задачей для участников софтверного рынка является популяризация
«правильного» ПО в обществе, что гораздо действеннее всяких запретов.
Все это действительно так, ведь многие, покупая пиратские
диски, свято верят в то, что приобретают программы честно. И понятия не
имеют, что «софт» на дисках ворованный. Если сказать простому человеку,
покупающему подобный контрафактный диск, что он совершает преступление,
он будет очень удивлен. По его рассуждению, если государство допустило
к продаже - значит, здесь все законно. Поэтому такому покупателю нужно объяснить, где удобно и просто
можно приобрести легальный «софт» – по ценам производителя, с
нормальной технической поддержкой и быстрой доставкой.
Интернет-магазины ПО обычно активно взаимодействуют со своими
клиентами: предлагают скидки, бонусы, дарят подарки, устраивают акции,
розыгрыши, в ходе которых можно выиграть программу или купить ее по
минимальной цене. Да и сами производители, начиная продажи в России,
зачастую устанавливают специальные цены для россиян – в несколько раз
ниже мировых. Так и идет популяризация лицензионного «софта». Портрет Покупателя лицензионного программного обеспечения
Как мы уже выяснили, спрос на легальное ПО растет, перспективы
обнадеживающие, есть куда стремиться и развиваться – все это хорошо и
замечательно. Однако за этими сухими фактами интересно увидеть самого
покупателя честного программного обеспечения, узнать, сколько ему лет,
чем он увлекается, чем живет. В этом нам помогут результаты глобального
опроса клиентов, проведенного интернет-супермаркетом SoftKey
(www.softkey.ru ) в прошлом году. Тогда на вопросы супермаркета
ответили около 22 тысяч покупателей. Итоги этого исследования позволяют
не только получить представление о сегодняшней ситуации на российском
рынке ПО, но и нарисовать социально-демографический портрет российского
покупателя лицензионного «софта». А сравнив эти результаты с данными
предыдущего опроса, проведенного в 2005 году, можно увидеть эту картину
в динамике – за два прошедших года.
Итак, рисуем портрет Покупателя легального «софта». В
большинстве случаев это мужчина в возрасте от 22 до 38 лет. Любит
слушать радиостанцию «Европа плюс», «Максимум» и «Наше радио», с годами
переходя на «Авторадио» и «Русское радио». До двадцати двух лет
покупатели читают журналы «Игромания», CHIP и UpGrade, меняя их с
возрастом на «Компьютерру» и «За рулем», а потом, преодолев
сорокалетний рубеж, останавливаются на «Аргументах и фактах», «МК» и
«Комсомольской правде». Так же, взрослея, Покупатель меньше интересуется блогами,
социальными сетями и сайтами знакомств. Взрослый Покупатель перемещает
внимание на новостные сайты, интернет-магазины и почтовые сервисы. Юный
Покупатель эти сервисы все больше игнорирует. Зато и стар, и млад с
одинаковым рвением используют поисковые системы и почтовые сервисы. Наибольшей покупательской активности пользователи достигают в
возрасте 26-37 лет. В процентном отношении в общем числе покупателей за
последние два года наблюдается смещение их количества в сторону
зрелости – становится больше покупателей в возрастной категории от 34
лет. Как же изменилось отношение покупателей к ЛПО? За два года на
5% увеличилось число домашних пользователей, заявляющих, что все
имеющееся на компьютере ПО должно быть лицензионным, что составило 34%.
Еще 28% таких же пользователей считает, что лицензионным ПО должно быть
почти все, и здесь прирост - 3%. В корпоративном секторе по этим двум
позициям насчитывается 58% (против 47% в 2005 году). И что особо
примечательно, степень готовности приобретать ЛПО прямо пропорциональна
размеру компании. А вот особенно радостный показатель: количество несознательных
покупателей значительно снизилось - среди корпораций и частных
пользователей осталось соответственно 3% и 1% убежденных, что все ПО
должно быть нелицензионным.
Что же покупают домашние пользователи? По убывающей –
антивирусы, игры, переводчики и графические редакторы, медиаплееры. У
корпоративных покупателей расклад несколько иной – антивирусы, офисные
программы, операционные системы, программы для работы в локальной и
Глобальной сетях, бухгалтерские программы, средства безопасности,
справочники и базы данных. Итак, прогресс в направлении легализации налицо. Многие уже
отказались от «пиратки», а другие в скором времени пополнят ряды
честных пользователей. Способствует прогрессу и совершенствование в
нашей стране электронных платежей, позволяющих быстро и безопасно
оплатить покупку через Интернет в режиме реального времени. Не все еще гладко
Несмотря на радужные перспективы, завершать разговор
американским «хеппиендом» пока рано, поскольку не все еще гладко в
отношении использования ЛПО – спрос хоть и растет, но остается еще
пиратство и старая привычка использовать программы бесплатно. Продажа «софта» через Интернет, как наиболее удобный и
оптимальный способ распространения ПО, может разрешить сложности,
связанные с доставкой программных продуктов во все уголки нашей страны.
В российских регионах прилавки магазинов пока еще бедны «софтом» по
сравнению с прилавками столичными. Казалось бы, что выходом из такого
положения можно считать интернет-магазины, для которых удаленность от
Москвы и Санкт-Петербурга, где расположены офисы производителей и
дистрибуторов, не имеет значения. Но и здесь пока не все безоблачно.
Неразвитость широкополосного доступа в Интернет не позволяет клиентам
покупать и скачивать «тяжелые» программы, а потому им приходится бегать
по рынку в поисках нужного ПО у местных дилеров, либо заказывать
коробочную версию по почте. Столкнувшись с такими проблемами,
покупатели часто возвращаются к контрафакту. Но отчаиваться не стоит –
с каждым годом Интернет в регионах становится доступнее большинству
населения, а значит, все новые пользователи Глобальной Сети получают
возможность приобретать лицензионный «софт» тут же, в онлайне, быстро и
удобно.
Сильно пока еще и недоверие наших сограждан к Интернету, как к
способу покупки товаров и услуг (в том числе и программного
обеспечения). Многие уже приобрели неприятный опыт, столкнувшись с
нерадивым онлайн-продавцом, а остальные, наслушались их негативных
отзывов, которые распространяются в Сети с большой скоростью, с опаской
относятся ко всем интернет-магазинам. Преломить такое положение дел
возможно, но на это потребуется некоторое время, за которое государство
приведет в порядок законодательство и, тем самым, ограничит
деятельность недобросовестных онлайн-магазинов и разных сетевых
мошенников. Вывод
Интерес к легальному «софту» в России не просто существует, но и
стабильно растет. Укрепляется желание пользователей приобретать
качественный продукт на законных основаниях и получать техническую
поддержку, обновления, полезную информацию и другие возможности, на
которые имеет право каждый честно зарегистрированный покупатель.
Формируется цивилизованный рынок программного обеспечения, где
предложение от разработчиков и дистрибуторов ПО встречается со спросом
предприятий и частных лиц на легальный «софт».
|