Одна из самых невероятных саг о бизнесе 90-x годов прошлого века.
Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат
беспокоили весьма далекие от сотовой связи проблемы: тогда начал резко
снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз…
туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны,
переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на
новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia
стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также
одной из самых богатых европейских компаний. Но все по порядку... Историю компании Nokia принято отсчитывать с 1865 года. 12 мая 1865 года
финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на
строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Так
было положено начало будущей Nokia Corporation. Именно на эти годы
пришелся бурный рост промышленности. Индустриализация, потребность в
бумаге и картоне для растущих городов и офисов росла с каждым днем. И
вот уже на месте фабрики-мельницы вырос целлюлозно-бумажный комбинат.
Со временем комбинат Nokia привлек к себе большое количество рабочих,
так что вскоре вокруг него образовался одноименный город - Nokia.
Предприятие выросло из национальных масштабов, бумага Нокии стала
поставляться сначала в Россию, затем в Англию, Францию, и даже Китай. В
конце 1860-х годов спрос на бумажную продукцию в Финляндии во много раз
превзошел объемы внутреннего производства, из-за чего возрос импорт
сырья из России и Швеции. В феврале 1871 года была основана Nokia
Corporation (Nokia Aktiebolag). Фирма уверенно завоевывала рынки Дании,
Германии, России, Англии, Польши и Франции. Кстати, важную роль в
выходе Nokia на международную арену играли деловые люди из
Санкт-Петербурга. А тем временем в Соединенных Штатах
“резиновая горячка” начала 1830-х годов закончилась столь же
неожиданно, как и началась. Многие инвесторы потеряли миллионы
долларов. Но обанкротившийся производитель оборудования из Филадельфии
Чарльз Гудьер продолжал проводить эксперименты с резиной. В феврале
1839 году он открыл такое явление, как вулканизация. В то же время он
создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в
самых разных условиях. В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал фирму
Goodyear Tire and Rubber Company и купил для нее первый завод. Через
десять лет Goodyear стала крупнейшим в мире предприятием по выпуску
резины. В Финляндии товары из резины появились в конце XIX
века. Первыми изделиями были обувь и различные предметы из
прорезиненной ткани. Сначала они были роскошью, но очень быстро
дождевики и калоши завоевали популярность в городах и сельской
местности. Резиновая продукция стала принадлежностью не только
потребительского, но и делового рынка. В связи с индустриализацией
появился спрос на различное оборудование, что означало потребность во
всевозможных резиновых изделиях. В Финляндии основным производителем
таких изделий была компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда
руководство FRW решило переместить свое производство из Хельсинки в
сельскую местность, оно остановило выбор на участке рядом c Nokia.
Возможность недорого покупать у Nokia электроэнергию стала
определяющей, - река, около которой находился комбинат, служила не
только украшением ландшафта, но и являлась источником дешевой
электроэнергии. В 1912 году в центре Хельсинки открылась
компания, получившая позже название Finnish Cable Works.
Увеличивающаяся потребность в передаче электроэнергии, а также бурное
развитие телеграфных и телефонных сетей обеспечили быстрый рост
компании. Забегая вперед, надо отметить, что после окончания Второй
мировой войны фирма практически являлась монополистом, владевшим
абсолютным большинством финских производителей кабеля. В 1920 году эти
три фирмы: Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable
Works, вошли в коалицию, сформировав Nokia Group.. Участие в этом
промышленном конгломерате предполагало противостояние Nokia социальным,
политическим и экономическим событиям: и “бурным двадцатым”, и Великой
депрессии, и вторжению Советского Союза, и последующим войнам, и
выплате репарации Москве. Хотя Nokia и потеряла свою
корпоративную автономию, ее название очень скоро стало общим
фундаментом для трех фирм, и в эти же годы FRW стала использовать
название “Nokia” в качестве своей марки. Правда, вскоре третья из
компаний, Finnish Cable Works (FCW), заманила Nokia в новый для нее
сектор — строительство электростанций. В 1920—30-е годы Nokia уже
лидировала на всех направлениях своей деятельности. Именно
диверсификация помогала фирме практически безболезненно переживать
тяжелые в экономическом плане времена: когда какой-то сектор экономики
находился в упадке, Nokia выживала за счет предприятий других отраслей. Компания
Nokia начала деятельность в Советском Союзе в 60-е годы. В 1966
началось и в 1967 году было окончательно оформлено слияние трех
предприятий — Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Ab представляла собой
промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям:
лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной
техники. Старые направления, в особенности производство кабелей,
продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские
обозреватели считают, что система управления была взята от завода по
производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А
отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на
новом витке развития компании. Еще в 60-х годах президент Finnish
Cable Works Бьёрн Вестерлунд учреждает отдел электроники, который
проводит исследования в области полупроводников. Основным персоналом
отдела являются сотрудники университетов и колледжей, с которыми
Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношение. Глава отдела, Курт
Викстедт, называвший себя "помешанным на цифрах", прекрасно представлял
себе все перспективы развития электронной связи и умело направлял
усилия разработчиков именно в этих, приоритетных направлениях. Витавшие
тогда в воздухе настроения можно было охарактеризовать словами "все
возможно и все нужно попробовать". В 1963 году был разработан
первый радиотелефон, а в 1965 году – модем для передачи данных. Тем не
менее, большинство телефонных станций на тот момент имело
электромеханические коммутационные устройства и никто даже не помышлял
о возможной "цифровизации" своего оборудования. Несмотря на подобный
консерватизм, царивший тогда в этой области, Nokia все таки берется за
разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции
(РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование,
отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по
телеграфу и телефону). Переход на цифровой телекоммуникационный
стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических
решений, что и подтвердилось в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200.
Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и
микропроцессорами Intel, он оказался настолько удачным, что и по сей
день идеи заложенные в него являеются основанием для
телекоммуникационной инфраструктуры компании. В то же самое время
новое законодательство разрешило, по примеру Швеции, установку
мобильных телефонов в автомашины и подключение их к общей сети. Так как
в 1980-е годы основной стратегией Nokia стало быстрое расширение по
всем направлениям, открывшиеся перспективы подтолкнули Nokia к
решительным действиям. И результат не заставил себя ждать: в 1981 году
создается сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая
название Nordic Mobile Telephony (NMT). Позднее в нее вошли другие
страны как в Европе, так и за ее пределами. Система базировалась на
технологиях Nokia. Началось быстрое развитие индустрии мобильных
телефонов. Появившись в 1981 году, NMT стал первым общераспространенным
стандартом сотовой связи В 1987 году, когда все выпускаемые
мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты,
Nokia выпустила один из самых легких и транспортабельных мобильников.
Это позволило отвоевать значительную часть рынка. В связи с
постепенным объединением европейских рынков в конце 80-х годов, назрела
необходимость разработки единого цифрового стандарта мобильной связи,
позднее получившего название GSM (Global System for Mobile
Communications). В 1989 году Nokia и два финских
телекоммуникационных оператора создали союз, чтобы наладить работу
первой сети GSM. Чтобы не потерять позиции в конкурентной борьбе с
Telecom Finland, которая владела многолетней, поддерживаемой
государством монополией на дальнюю телефонную связь, провайдеры услуг
аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere
Telephone Company создали компанию Radiolinja. Эта фирма купила у Nokia
инфраструктуру на сумму в 50 млн. долларов, даже несмотря на отсутствие
лицензии на новую сеть. Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари
Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных телефонов компании.
По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё:
от принципиальной необходимости в существовании сети до технологических
вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала
свою работу. 1 июля 1991 года самый первый звонок через
коммерческую сеть GSM был сделан премьер-министром Финляндии — по
телефону Nokia. Успех проекта произвел впечатление на совет директоров
компании, и год спустя Оллила был назначен генеральным директором
Nokia. Эту должность и пост председателя Йорма Оллила занимает и
сегодня. С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой
деятельности компании Nokia. Не зря рисковали финны. Ведь когда Nokia
вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из
маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах
инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно
принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на
обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997
года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране. Надо
сказать, что к этому времени Финляндию охватывает глубочайший спад
производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим в
Европе производителем телевизоров, а также большую популярность
получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся
производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно
высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia
пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший
компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных
отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на
телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в
мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить
правильность этого решения. Секреты успеха Именно когда
компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других
телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В
результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий
связи. За короткое время, благодаря своей способности чутко
реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение
новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха.
Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений
- как в области технологий, так и в области управления и кадровой
политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За
каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности. Йорма
Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток
свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать
обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов
практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM
1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям
компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии. Уже
в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро),
тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь
сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны
продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г.
компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola,
шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia
по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот
взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха. История.
От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и
внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности.
Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала
проводить последовательную политику создания полной цепочки
самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до
маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления
сопутствующих услуг. Имя. Прежде всего, руководство Nokia
решило, что для успешного продвижения на рынке необходим собственный
брэнд -- в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые
телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты
Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить
поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня в списке
наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место,
между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е). Инновации. Одной
из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление,
которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и
дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки
в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как
Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только
добилась этого намного быстрее. Технологии. Nokia удлеляет много
внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки.
Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и
удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к
расширению функциональных возможностей телефона и постепенному
превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в
информационное устройство. Когда многие high-tech-корпорации в
США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных
информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно
занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И
Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят
общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос.
Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной
связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев
мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью,
в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается
грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные
телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного
информационного общества нового века.
|