Депутаты Госдумы считают, что законодательно обустроить правила
жизни в Сети без самих «интернетчиков» не получится.
Как следствие,
«капитанов Рунета» приглашают принять участие в законотворческом
процессе: недавно парламентарии организовали уже вторую встречу с
лидерами российского интернет-бизнеса.
О том, чем могут быть полезны
такие встречи, а также о том, как Интернет переживает кризис, в
интервью рассказал гендиректор корпорации New Media Stars Дмитрий Ицков.
– Имеют ли встречи депутатов с лидерами основных игроков Рунета реальный, прикладной смысл? –
Государство в лице депутатов Госдумы предлагает интернет-бизнесменам
помощь в реализации необходимых рынку законопроектов. Это четко
прозвучало на последней встрече. Но какие конкретно законодательные
инициативы нужны Интернету, определить самостоятельно у государства не
получится.
Встречи смогут приобрести огромный прикладной смысл, как
только представители интернет-бизнеса будут готовы общаться в формате
конкретных предложений, а не разговоров о том, у какой из компаний
лучше или хуже пошли дела в связи с кризисом.
– Чего не хватает «интернетчикам» в российском законодательстве? –
По сути, интернет-законодательства в России не существует. Законы есть,
но на практике они не работают. Отсутствует законодательная база для
компаний, предоставляющих услуги интернет-денег («Яндекс.Деньги»,
Webmoney и др.).
Они фактически занимаются банковской деятельностью, не
имея лицензии. Ни к чему не приводят попытки принять работающий закон о
спаме. Не очень хорошо обстоят дела с авторским правом.
Трудновыполнимой является простая задача заверить интернет-страницу у
нотариуса.
Я считаю, это кадровая проблема. Отвечающие за
интернет-законы чиновники просто некомпетентны. А представители
интернет-сообщества не проявляют необходимой активности, чтобы
радикально изменить ситуацию.
– Может, интернет-сообщество просто заинтересовано в статус-кво? –
Такой статус-кво может обернуться серьезной проблемой как для
интернет-бизнеса, так и для власти. 25 марта этого года Госдума
утвердила закон о приеме платежей через терминалы, которые в конце 2007
года были под угрозой закрытия в результате постановления Банка России.
Банк России решал проблему неконтролируемого потока наличных. Но такие
автоматы давно стали частью инфраструктуры, и прекращение их работы
существенно осложнило бы жизнь и потребителям, и бизнесменам. Представьте: завтра в результате какой-то правовой коллизии
«Яндекс.Деньги», к примеру, станут вне закона. Найдутся вполне разумные
обоснования. Но это не будет полезно ни для «Яндекса», ни для огромной
части интернет-бизнеса, использующей эту систему как платежный
инструмент, ни для конечного потребителя услуги. Может возникнуть
социальная напряженность.
Интернет-сообщество должно озаботиться
необходимостью диалога с властью, в Госдуме должны появиться
официальные лоббисты. Во многих развитых странах лоббистская
деятельность узаконена. Главное – чтобы вся информация о ней была
публичной.
– Что происходит с рынком труда в Интернете? Есть ли
профессии, которые находятся в «зоне риска», подлежат сокращению в
первую очередь? – Для Интернета как отрасли риск не в
сокращении, а в тотальной нехватке квалифицированных кадров.
Проблема
не только в том, что из-за недостатка грамотных программистов,
дизайнеров, руководителей закрываются старт-апы, теряют деньги
инвесторы, недостаточно интенсивно развиваются интернет-компании.
Многие бизнесмены недооценивают Интернет как медиа, как способ
коммуникации с конечным потребителем.
Я недавно спросил одного
кинопродюсера, почему он для продвижения кино практически не использует
Интернет. Он ответил, что не рекомендуют маркетологи, и удивился,
узнав, что ресурсы не самой большой компании на рынке New Media Stars
посещают до миллиона его потенциальных зрителей в сутки.
Если говорить
о нашей (NMS) «зоне кадрового риска», мы регулярно проводим ротацию
кадров, чтобы поднять эффективность работы компании. Но это не
кризисные увольнения. Мы по-прежнему испытываем кадровый голод.
– А может быть, кадровый голод ощущается тогда, когда предлагаемая работа не очень интересна? –
Не согласен. Разве программист – неинтересная работа? Нам нужны хорошие
программисты, и найти их непросто.
– Может, имеет смысл объявить конкурс? – Ну вот считайте, что я его объявил.
– Известно, что огромное количество российских
интернет-специалистов работают на Западе. Что можно сделать, чтобы
готовить хороших специалистов, которые при этом не будут «утекать
мозгами» в Силиконовую долину? – В Рунете есть нехватка, а не
утечка мозгов. Специалистов нужно выращивать и готовить, и это должна
быть инициатива и работа бизнеса при минимальном посредничестве власти,
а не наоборот.
– Тезис власти: «бизнес должен быть социально ответственным». Что это означает в случае интернет-бизнеса? –
Мне кажется, в любом бизнесе нормой являются четкое соблюдение
налогового законодательства и отказ от всевозможных оффшорных
оптимизаций. Остальное должно быть исключительно по желанию.
– Изменились ли предпочтения аудитории, ее поведение в Интернете в связи с кризисом? – Пожалуй, серьезно повысился интерес к новостям. В остальном – никаких изменений, связанных именно с кризисом.
– Какие проекты, на ваш взгляд, имеют наилучшую перспективу в сегодняшних условиях для Рунета? –
Я бы посоветовал еще на этапе планирования инвестиций продумывать
способы так называемой монетизации аудитории. Сейчас критерий
окупаемости проекта не менее важен, чем популярность. Хороший пример –
сервис «В контакте». Инвестиции стали дорогими, и актуальность
монетизации аудитории для подобных проектов многократно повысилась. – В медиа-проекте тоже может быть монетизация? – Классическая
монетизация медиа-проекта – продажа рекламы. До кризиса такая схема
неплохо работала. В период кризиса надо предоставлять дополнительные
услуги пользователям.
На базе интернет-телеканала Russia.ru
мы планируем создание социальной сети для тех, кто любит Россию. Уже
сейчас суточная аудитория Russia.ru – более 100 тысяч посетителей,
притом что некоторые сюжеты посмотрели более миллиона человек.
Представляете себе масштаб интернет-телеканала, интегрированного в
социальную сеть с аудиторией в несколько миллионов зрителей в сутки? – А другие ваши медиа-проекты? – Сейчас все бизнесы, ориентированные на прибыль от продажи рекламы, испытывают сложности. Непонятно, сколько это продлится.
– То есть New Media Stars испытывает сложности? – New
Media Stars – продюсерская компания. Мы занимаемся придумыванием и
поиском интересных идей. Хорошие идеи не имеют проблем с монетизацией и
в период кризиса. Наши медиа-проекты – лишь часть корпорации.
Даже
когда они недобиток по рекламе, они помогают такие идеи реализовывать.
New Media Stars занимается разработкой онлайн-игр, продюсирует книги.
Кстати, по трилогии Сергея Тармашева «Древний» мы получили предложение от Стивена Сигала стать нашим партнером и представлять интересы New Media Stars в Голливуде.
– Нет опасений, что кризис внесет коррективы в ваши планы? – Нет.
– Многие говорят, что очень хорошие проекты «заворачиваются» из-за кризиса. –
Наверное, либо они недостаточно «очень хорошие», либо авторы проекта
обратились не по адресу. До кризиса считалось модным непременно иметь
какой-нибудь интернет-проект. Сейчас ситуация изменилась. Но хорошая
идея всегда найдет своего инвестора, даже в период кризиса.
|