Растущая популярность социальных сетей и сервисов позволяет применять
их для сбора и обобщения информации самого различного рода. Это дает
возможность использовать самые невинные «ностальгические» мотивы,
движимые простыми людьми, для сбора информации о важнейших аспектах
инфраструктуры, в том числе оборонной, в общегосударственном и
глобальном масштабах.
Так, наличие возможности указывать воинские части в структуре данных
портала Одноклассники.ру дало ностальгирующим посетителям портала
возможность вскрыть структуру базирования войсковых частей и
подразделений ВС СССР и РФ в стране и за рубежом с их географической и
временной локализацией, а также предоставить всем желающим и иную
небезынтересную для многих информацию о них.
В канун очередного Дня Защитника Отечества ресурс Одноклассники.ру
собрал, безусловно, одну из наиболее полных общедоступных баз данных по
местам базирования частей и подразделений Армии России.
Так, только перечень войсковых частей, базирующихся в пределах Москвы,
на момент подготовки материала содержал около 3 тыс. «номерных»
объектов с их подробной классификацией. Были указаны, например, 3 ЦНИИ
МО, 4-ая Гвардейская Кантемировская дивизия, Центр Специального
Назначения при ФСО и ФСБ России (Спец. группа 2-ой чеченской под
Гудермесом), и множество других. Не самое крупное подразделение ВС РФ -
49 картографическая фабрика (в/ч 62176) – представлена 93
«одноклассниками» сразу, с каждым из которых при желании и
необходимости любой может связаться персонально и «приватно».
Впрочем, для исследующих аспекты базирования ВС РФ последнее может быть
совершенно необязательным – сопутствующая информация, например,
фотографии, выложенные в Интернете участниками проекта, зачастую
содержат подробную и исчерпывающую информацию о роде войск, характере
вооружений и особенностях службы каждого подразделения, географической
локализации объекта, причем в его временной динамике.
Вероятно, ресурсы такого рода давно и пристально исследуются не только
бывшими подружками и одноклассницами, женами и любовницами, но и
профессионалами в иных областях – особенно из зарубежных стран.
Одноклассники – это лишь «первый звонок», предвещающий появление
существенно более функциональных средств агрегации пользовательского
контента. В отличие от существующих социальных сетей, где пользователь
может локализовать себя лишь в условном пространстве заранее заданных
параметров (например, номеров учебных заведений), средства Неогеографии позволяют уже сейчас
обозначать область «пользовательского интереса» произвольным образом в
географическом пространстве и во времени. Первые системы такого рода уже начали появляться в среде Google Earth.
Системы такого рода позволят качественным образом расширить спектр
задач по сбору и агрегации информации с помощью самих пользователей.
Перспективы подобных решений будут обсуждаться на круглом столе R&D.CNews «Неогеография: что несут перемены», который пройдет 19 марта 2008 года, а также на первой в России международной выставке «Неогеография XXI – 2008», которая пройдет в рамках Девятого Международного форума–выставки «Высокие технологии XXI века» 22-25 апреля 2008 года.
Демонстрация реальных возможностей сетей, построенных на принципе
генерируемого самими пользователями контента, свидетельствует о
необходимости глубокого переосмысления базовых принципов взаимодействия
государства и интернета, который во все большей степени становится
«зеркалом» нашего общества. Безусловные возможности социальных сетей
могут быть использованы не только во вред, но и во благо государства –
вопрос лишь в том, когда необходимость осмысления происходящих в
области интернет-технологий изменений будет осознана властью.
|